Лупандин Виталий Николаевич Представления о логике как учебной дисциплине в контексте реформ российского образования XIX-начала XX веков

EDN: PCKTHW

Авторы

  • Лупандин Виталий Николаевич Среднерусский институт управления – филиал РАНХиГС

Ключевые слова:

система образования, начальное образование, среднее образование, высшее образование, логика, преподавание логики, роль и значение логики в системе образования

Аннотация

Цель статьи – анализ места и роли логики как учебной дисциплины в аспекте реформирования российского образования в период XIX – начала XX веков. Областью исследования является реформирование российского образования указанного периода, предметом исследования – представления о месте и роли логики как учебной дисциплины в данном процессе. Результаты исследования могут применяться при изучении гуманитарных учебных дисциплин высшего профессионального образования. В отношении общества, политики и системы государственного и муниципального управления результаты исследования могут применяться с целью повышения культуры мышления представителей социума, а также представителей системы государственного управления всех уровней.

Биография автора

Лупандин Виталий Николаевич, Среднерусский институт управления – филиал РАНХиГС

кандидат политических наук, доцент, Среднерусский институт управления – филиал РАНХиГС (Россия, Орёл)   AuthorID: 371460

Библиографические ссылки

Артёмкин А.Н. Царскосельский лицей как пример элитного учебного заведения начала XIX века // Вестник научных конфе-ренций. – 2016. – № 2–5. – С. 13–15.

Ашенова Т.М., Коженова М.А. К вопро-су о формировании центральных органов управления образованием в 1917–1918 гг. // Вестник Омской юридической академии. – 2013. – № 1. – С.4–8.

Бажанов В.А. История логики в России и СССР. – М.: Канон, 2007. – 336 с.

Бажанов В.А. Преподавание логики в дореволюционной России: вклад священно-служителей // Высшее образование в Рос-сии. – 2012. – № 1. – С. 144–149.

Бажанов В.А., Маркин В.И. Логическое образование в России: краткая история, со-временное состояние, перспективы // Фило-софские науки. – 2013. – № 1. – С. 98–109.

Белослудцева В.В. Церковно-приходская школа в системе начального образования в России во второй половине XIX века // Вестник Пермского университета. Серия «История и политология». – 2009. – № 4. – С. 95–99.

Быкова Е.Ю. Реформирование систе-мы школьного образования в СССР в 1917–1930 гг.: организационные и идеологические аспекты // Вестник Томского государственно-го университета. – 2011. – № 1. – С. 179–189.

Гимназисты, кадеты, лицеисты, смо-лянки: образование в царской России / под ред. Е.А. Павликова. – М.: Просвещение, 2022. – 208 с.

Гончаров М.А., Плохова М.Г. Духовно-учебные заведения и их место в формиро-вании образовательного пространства Рос-сии XVII – XIX веков // Вестник ПСТГУ. – 2012. – Вып. 3. – С. 120–130.

Житенев Т.Е. Условия обучения в начальных церковных школах в конце XIX – начале XX века. // Вестник Волжского уни-верситета им. В.Н. Татищева. – 2009. – № 1. – С. 246–261.

Кобзарь В.И. Логика в России по-следнего столетия: основные этапы и итоги // Философские науки. – 2009. – № 4. – С. 18–33.

Круглов А.Н. Преподавание логики в Императорском Московском университете // Логико-философские штудии. – 2020. – № 2 (Т. 18). – С. 161–195.

История педагогики и образования: от зарождения воспитания в первобытном об-ществе до конца XX века / под ред. А.И. Пискунова. – М.: ТЦ «Сфера», 2001. – 512 с.

Калинина Е.А. Школьная реформа Александра I и «Положение об училищах» // Труды исторического факультета Санкт-Петербургского университета. – 2012. – № 11. – С. 192–202.

Красницкая Т.А. Ученический состав церковных школ России в конце XIX – нача-ле XX века // Вестник Костромского государ-ственного университета им. Н.А. Некрасова. – 2015. – № 3 (Т. 21). – С. 19–23.

Острога В.М. Вопросы народного об-разования в программах политических пар-тий России (начало XX в.) // Труды БГТУ. – 2016. – № 5. – С. 14–18.

Отечественная история: энциклопе-дия. В 5 т. Т. 1. / под ред. В.Л. Янина. – М.: Большая российская энциклопедия, 1994. – 688 с.

Перцев В.В. Гимназическое образо-вание в дореволюционной России: вторая половина XIX – начало XX века // Научно-методический электронный журнал «Кон-цепт». – 2013. – № 1. – С.46–53.

Петухова И.В. Проблема содержания образования в советской школе 1918–1941 гг. // Достижения науки и образования. – 2016. – № 12. – С. 63–71.

Сборник постановлений по министер-ству народного просвещения. Т. 3. – СПб.: Тип. Товарищества «Общественная поль-за», 1864–1904. – 855 с.

Сидоров С.В., Семёнова А.В. Содер-жание и организация образования в женских гимназиях и прогимназиях предреволюцион-ной России // Вестник Шадринского государ-ственного педагогического института. – 2011. – № 1. – С. 153–156.

Тутарищева С.М., Сляднев М.В. Эво-люция образовательной системы в России XIX века: сборник научных статей 19-й Меж-дународной научно-практической конферен-ции «Социально-экономическое развитие России: проблемы, тенденции, перспективы» г. Курск. 25.06.2020. – Курск: Издательство «Финансовый университет при Правитель-стве РФ» (Курский филиал), 2020. – С. 197–199.

Цыбульникова В.Е. История внутриш-кольного управления: монография. – М.: Прометей, 2011. – 208 с.

Яковкина Н.И. История русской куль-туры XIX века. 2-е изд. стер. – СПб.: Лань, 2002. – 576 с.

Ященко Р.В., Воробьёв Е.П. Процесс обучения в церковно-приходских школах в конце XIX – начале XX века // Начальная школа до и после. – 2013. – № 7. – С. 73–77.

Суворый А. Программы церковно-приходских школ // Проза.ru [Электронный ресурс]. – URL: // https://proza.ru/2020/06/30/1050 (дата обра-щения: 2.03.2022).

Об уездных училищах [Электронный ресурс]. – URL: http://pedagogic.ru/books/item/ f00/s00/z0000027/st009.shtml (дата обраще-ния: 4.03.2022).

Гимназическое образование в Рос-сийской империи [Электронный ресурс]. – URL: http://glukhov-gymnasien.com/?id=110 (дата обращения: 6.03.2022).

Образование в Российской империи [Электронный ресурс]. – URL: https://ru.wikipedia.org/wiki (дата обращения: 7.03.2022).

Матвеева Е.С., Ливцов В.А., Филонов В.И. Деятельность Комиссии Духовных учи-лищ по вопросам организации и поддержки системы духовного образования в XIX веке (на материалах Орловской губернии) // Бы-лые годы. – 2021. – № 16 (1). – С. 126–137.

Табель Александра Пушкина с оцен-ками [Электронный ресурс]. – URL: http://hronika.su/tabel-aleksandra-pushkina-s-ocenkami/ (дата обращения: 10.03.2022).

История гимназического образования в России [Электронный ресурс]. – URL: https://www.lik10.ru/history/giminrus.html (дата обращения: 12.03.2022).

Artjomkin A.N. (2016) Carskosel'skij licej, kak primer jelitnogo uchebnogo zavedenija nachala XIX veka [Tsarskoye Selo Lyceum as an example of an elite educational institution of the early 19th century] // Vestnik nauchnyh kon-ferencij. – №2–5. – S.13–15. (In Russ.).

Ashenova T.M., Kozhenova M.A. (2013) K voprosu o formirovanii central'nyh organov upravlenija obrazovaniem v 1917-1918 gg. [On the question of the formation of the central edu-cational authorities in 1917-1918] // Vestnik Omskoj juridicheskoj akademii. – №1. – S.4–8. (In Russ.).

Bazhanov V.A. (2007) Istorija logiki v Rossii i SSSR [History of logic in Russia and the USSR]. – M.: Kanon. – 336s. (In Russ.).

Bazhanov V.A. (2012) Prepodavanie logiki v dorevoljucionnoj Rossii: vklad svjash-hennosluzhitelej [Teaching logic in pre-revolutionary Russia: the contribution of the clergy] // Vysshee obrazovanie v Rossii. – №1. – S.144–149. (In Russ.).

Bazhanov V.A., Markin V.I. (2013) Logicheskoe obrazovanie v Rossii: kratkaja is-torija, sovremennoe sostojanie, perspektivy [Logic education in Russia: a brief history, cur-rent state, prospects] // Filosofskie nauki. – №1. – S.98–109. (In Russ.).

Belosludceva V.V. (2009) Cerkovno-prihodskaja shkola v sisteme nachal'nogo obra-zovanija v Rossii vo vtoroj polovine XIX veka [Parish school in the system of primary educa-tion in Russia in the second half of the 19th cen-tury] // Vestnik Permskogo universiteta: serija istorija i politologija. – №4. – S.95–99. (In Russ.).

Bykova E.Ju. (2011) Reformirovanie sis-temy shkol'nogo obrazovanija v SSSR v 1917–1930gg.: organizacionnye i ideologicheskie aspekty [Reforming the system of school educa-tion in the USSR in 1917–1930: organizational and ideological aspects] // Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. – № 1. – S. 179–189.

Gimnazisty, kadety, liceisty, smoljanki: obrazovanie v carskoj Rossii / pod red. E.A. Pavlikova [Gymnasium students, cadets, lyceum students, Smolyanka students: education in Tsarist Russia]. – M.: Prosveshhenie, 2022. – 208s. (In Russ.).

Goncharov M.A., Plohova M.G. (2012) Duhovno-uchebnye zavedenija i ih mesto v formirovanii obrazovatel'nogo prostranstva Ros-sii XVII–XIX vekov [Spiritual educational institu-tions and their place in the formation of the edu-cational space of Russia in the 17th–19th centu-ries] // Vestnik PSTGU. – Vyp.3. – S.120–130. (In Russ.).

Zhitenev T.E. (2009) Uslovija obuchenija v nachal'nyh cerkovnyh shkolah v konce XIX – nachale XX veka [Conditions of education in elementary church schools in the late XIX - early XX century] // Vestnik volzhskogo universiteta im. V.N. Tatishheva. – №1. – S.246-261. (In Russ.).

Kobzar' V.I. (2009) Logika v Rossii poslednego stoletija: osnovnye jetapy i itogi [Logic in Russia in the Last Century: Main Stag-es and Results // Philosophical Sciences] // Filosofskie nauki. – №4. – S.18-33. (In Russ.).

Kruglov A.N. (2020) Prepodavanie logiki v Imperatorskom Moskovskom universitete [Teaching logic at the Imperial Moscow Universi-ty] // Logiko-filosofskie shtudii. – №2 (T.18). – S.161–195. (In Russ.).

Istorija pedagogiki i obrazovanija: ot za-rozhdenija vospitanija v pervobytnom ob-shhestve do konca XX veka [History of Peda-gogy and Education: From the Origin of Educa-tion in a Primitive Society to the End of the 20th Century] / pod red. A.I. Piskunova. – M.: TC Sfera, 2001. – 512s. (In Russ.).

Kalinina E.A. (2012) Shkol'naja reforma Aleksandra I i «Polozhenie ob uchilishhah» [School reform of Alexander I and the «Regula-tions on schools»] // Trudy istoricheskogo fakul'teta Sankt-Peterburgskogo universiteta. – №11. – S. 192–202. (In Russ.).

Krasnickaja T.A. (2015) Uchenicheskij sostav cerkovnyh shkol Rossii v konce XIX – nachale XX veka v Rossii [The student body of church schools in Russia at the end of the 19th - beginning of the 20th century in Russia] // Vest-nik Kostromskogo gosudarstvennogo universi-teta im. N.A. Nekrasova. – №3 (T.21). – S.19–23. (In Russ.).

Ostroga V.M. (2016) Voprosy narod-nogo obrazovanija v programmah politicheskih partij Rossii (nachalo XXv.) [Issues of public education in the programs of political parties in Russia (early XX century)] // Trudy BGTU. – № 5. – S.14–18. (In Russ.).

Otechestvennaja istorija: jenciklopedija [Domestic history: encyclopedia]. V 5t. T.1. / pod red. V.L. Janina. – M.: Bol'shaja Rossijskaja jenciklopedija, 1994. – 688s. (In Russ.).

Percev V.V. (2013) Gimnazicheskoe obrazovanie v dorevoljucionnoj Rossii: vtoraja polovina XIX – nachalo XX veka [Gymnasium education in pre-revolutionary Russia: the sec-ond half of the 19th - early 20th centuries] // Nauchno-metodicheskij jelektronnyj zhurnal Koncept. – №1. – S.46–53. (In Russ.).

Petuhova I.V. (2016) Problema soderzhanija obrazovanija v sovetskoj shkole 1918–1941 gg. [The problem of the content of education in the Soviet school in 1918–1941] // Dostizhenija nauki i obrazovanija. – №12. – S. 63–71. (In Russ.).

Sbornik postanovlenij po Ministerstvu narodnogo prosveshhenija [Collection of resolu-tions on the Ministry of Public Education]. T.3. – SPb.: Tip. Tovarishhestva «Obshhestvennaja pol'za», 1864–1904. – 855s. (In Russ.).

Sidorov S.V., Semjonova A.V. (2011) Soderzhanie i organizacija obrazovanija v zhen-skih gimnazijah i progimnazijah predrevoljucion-noj Rossii [The content and organization of edu-cation in women's gymnasiums and progymna-siums in pre-revolutionary Russia] // Vestnik Shadrinskogo gosudarstvennogo pedagog-icheskogo instituta. – №1. – S.153–156. (In Russ.).

Tutarishheva S.M., Sljadnev M.V. (2020) Jevoljucija obrazovatel'noj sistemy v Rossii XIX veka: sbornik nauchnyh statej 19-j Mezhdu-narodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii «Social'no-jekonomicheskoe razvitie Rossii: problemy, tendencii, perspektivy» [The evolution of the educational system in Russia in the 19th century: a collection of scientific articles of the 19th International Scientific and Practical Con-ference «Social and Economic Development of Russia: Problems, Trends, Prospects»] g.Kursk. 25.06.2020. – Kursk. Izdatel'stvo: Finansovyj universitet pri pravitel'stve RF. (Kurskij filial). – S.197–199. (In Russ.).

Cybul'nikova V.E. (2011) Istorija vnu-trishkol'nogo upravlenija: monografija [History of intraschool management: monograph]. – M.: Prometej. – 208s. (In Russ.).

Jakovkina N.I. (2002) Istorija russkoj kul'tury XIX veka [History of Russian culture of the XIX century]. 2-e izd. ster. – SPb.: Lan'. – 576s. (In Russ.).

Jashhenko R.V., Vorob'jov E.P. (2013) Process obuchenija v cerkovno-prihodskih shko-lah v konce XIX – nachale XX veka [The pro-cess of education in parochial schools in the late 19th - early 20th centuries] // Nachal'naja shkola do i posle. – №7. – S.73–77. (In Russ.).

Suvoryj A. Programmy cerkovno-prihodskih shkol [Programs of parochial schools] Proza.ru [Jelektronnyj resurs]. – URL: // https://proza.ru/2020/06/30/1050 (data obrash-henija 2.03.2022). (In Russ.).

Ob uezdnyh uchilishhah [About district schools] [Jelektronnyj resurs]. – URL: http://pedagogic.ru/books/item/ f00/s00/z0000027/st009.shtml (data obrashheni-ja 4.03.2022). (In Russ.).

Gimnazicheskoe obrazovanie v Ros-sijskoj imperii [Gymnasium education in the Russian Empire] [Jelektronnyj resurs]. – URL: http://glukhov-gymnasien.com/?id=110 (data obrashhenija 6.03.2022). (In Russ.).

Obrazovanie v Rossijskoj imperii [Educa-tion in the Russian Empire] [Jelektronnyj resurs]. – URL: https://ru.wikipedia.org/wiki (data obrashhenija 7.03.2022). (In Russ.).

Matveeva E.S., Livcov V.A., Filonov V.I. (2021) Dejatel'nost' Komissii Duhovnyh uchilishh po voprosam organizacii i podderzhki sistemy duhovnogo obrazovanija v XIX veke (na materi-alah Orlovskoj gubernii) [Activities of the Com-mission of Theological Schools on the Organiza-tion and Support of the System of Spiritual Edu-cation in the 19th Century (Based on the Mate-rials of the Oryol Province)] // Bylye gody. – №16(1). – S.126-137. (In Russ.).

Tabel' Aleksandra Pushkina s ocenkami [Report card of Alexander Pushkin with grades] [Jelektronnyj resurs]. – URL: http://hronika.su/tabel-aleksandra-pushkina-s-ocenkami/ (data obrashhenija 10.03.2022).

Istorija gimnazicheskogo obrazovanija v Rossii [History of gymnasium education in Rus-sia] [Jelektronnyj resurs]. – URL: https://www.lik10.ru/history/giminrus.html (data obrashhenija 12.03.2022).

Вестник ГМУ, номер 2 2022

Опубликован

07.07.2022

Как цитировать

Лупандин , В. Н. (2022). Лупандин Виталий Николаевич Представления о логике как учебной дисциплине в контексте реформ российского образования XIX-начала XX веков : EDN: PCKTHW. Вестник государственного и муниципального управления, 11(2), 89–102. извлечено от https://journalgmu.ru/index.php/journalgmu/article/view/180

Выпуск

Раздел

Реформы и институты: история и современность