Шляхова Валерия Владимировна Проблемы становления среднего педагогического образования в РСФСР в начале 1920-х гг. на региональном уровне (на примере Орловской губернии)

DOI:10.22394/2225-8272-2024-13-2-129-138

Авторы

  • Шляхова Валерия Владимировна Следственное управление УМВД России по Орловской области

Ключевые слова:

педагогическое образование, среднее педагогическое образование, губернский от дел профессионального образования, педагогические курсы, педагогический техникум, единая трудовая школа, школьный работник I ступени

Аннотация

Целью статьи является выявление особенностей процесса становления среднего педагоги
ческого образования в РСФСР на региональном (губернском) уровне в начале 1920-х гг. (на примере Орловской
губернии). Указанная цель реализуется в конкретно-историческом контексте – в контексте формирования единой
трудовой школы. Основными принципами её работы были единство, народность, общедоступность, обязатель
ность и пр. Особое внимание уделяется трудовому характеру школы, определяемому спецификой «земледель
ческого и промышленного труда». Решаемая автором научная задача укладывается в русло проблемы всесто
роннего анализа и экстраполяции на современность исторического опыта трансформаций системы среднего
профессионального образования, особенно в переломные моменты отечественной истории, одним из которых
является момент становления советской государственности в России. С учетом специфики процесса формиро
вания суверенной системы образования на современном этапе эта задача обретает особую актуальность.
С использованием общенаучных и специально-исторических методов исследования автор выявляет и клас
сифицирует проблемы становления среднего педагогического образования на региональном (губернском)
уровне. Так, с помощью структурно-функционального метода выявлены общие проблемы становления единой
трудовой школы. Применение общенаучных методов анализа и синтеза позволило выявить проблемы субъек
тивного характера, вставшие перед местными органами управления средним профессиональным образованием
и рассматриваемые в период начала 1920-х гг. отечественной истории. Использование таких специально
исторических методов, как историко-сравнительный и историко-системный, стало основой формулирования
выводов о специфике мер, предпринимавшихся органами управления народным образованием и руководством
образовательных учреждений среднего педагогического образования в целях становления образовательного
процесса на местах. На материалах Ливенского педагогического техникума рассматриваются проблемы органи
зационного, учебно-методического и хозяйственного характера, традиционно решаемые местными органами
управления народным образованием в сфере развития среднего педагогического образования.
Новизна исследования – в изучении закономерностей процесса становления среднего педагогического об
разования на местном (губернском) уровне в один из самых напряженных и противоречивых периодов отече
ственной истории. Хронология данного периода охватывает завершающий этап Гражданской войны, затем
переход от политики военного коммунизма к новой экономической политике. Результатом преодоления проблем
в системе образования становится борьба с безграмотностью. Автор, подчеркивая положительную динамику
разрешения перечисленных проблем, выдвигает и обосновывает тезис, что указанная динамика свидетельству
ет о том значении, которое придавалось в начале 1920-х гг. среднему педагогическому образованию в контексте
централизации профессионального образования.

Биография автора

Шляхова Валерия Владимировна, Следственное управление УМВД России по Орловской области

старший следователь по особо важным делам
следственной части Следственного управления УМВД России по Орловской области (Россий
ская Федерация, г. Орел)

 SPIN-код: 2832-0035, AuthorID: 1173810

Библиографические ссылки

Герейханова А. Урок длиною в год. Владимир Путин обозначил главные приоритеты

воспитания и образования российской молодежи // Российская газета. – 2023. – № 46

(3 марта).

Государственный архив Орловской области (ГАОО). – Ф.1087. – Оп.1. – Д.330 («Устав

Ливенских одногодичных педагогических курсов, сведения о педагогическом техникуме в г.

Ливнах, список преподавателей техникума»).

ГАОО. – Ф.Р-1. – Д.396 («Исполнительный комитет Орловского губернского совета рабо

чих, крестьянских и красноармейских депутатов (Губисполком)»).

ГАОО. – Ф. 1087. – Оп. 1. – Д. 331 («Приказы по Губпрофобру»).

Декрет ВЦИК от 16.10.1918 г. «О Единой трудовой школе РСФСР (Положение) // Собра

ние узаконений и распоряжений правительства за 1917–1918 гг. Управление делами Сов

наркома СССР. – М., 1942. – С. 1026–1030.

Декрет СНК от 29.01.1920 г. «О правах и обязанностях Главного комитета профессио

нально-технического образования (Положение)» // Собрание узаконений и распоряжений ра

бочего и крестьянского правительства за 1920 г. – М., 1943. – С. 38–39.

Луначарский А.В. Основные принципы Единой трудовой школы (от Государственной ко

миссии по просвещению 16 октября 1918 года // Народное образование. – 1999. – № 10.

Первый Орловский университет 1919–2019 / Д.В. Аронов, И.В. Гончарова / Под общ. ред.

д-ра техн. наук, проф. О.В. Пилипенко. – Орёл: ОГУ имени И. С. Тургенева, 2019. – 192 с.

Профессионально-педагогическое и профессионально-техническое образование в Рос

сии: к столетию становления и развития. 1920–2020 гг.: сборник документов: в 3 томах / авт.

сост. Ю.И. Биктуганов, Е.М. Дорожкин, Л.В. Захаровский, М.Б. Ларионова, И.В. Осипова,

С.Л. Разинков; под ред. Е.М. Дорожкина, Л.В. Захаровского. – Екатеринбург: Издательство

Российского государственного профильного педагогического университета, 2020. – Т. 2: Про

фессионально-педагогическое образование. – 546 с.

Распоряжение Правительства РФ от 24.06.2022 № 1688-р «Об утверждении Концепции

подготовки педагогических кадров для системы образования на период до 2030 года». [Элек

тронный ресурс]. – Режим доступа свободный. – URL: http://government.ru/docs/all/141781/ (да

та обращения: 02.04.2024).

Gereykhanova A. (2023) A year-long lesson. Vladimir Putin outlined the main priorities for the

upbringing and education of Russian youth. Rossiyskaya Gazeta. no. 46 (March 3). (In Russ.).

State Archives of the Orel Region (SAOO). – F. 1087. Op. 1. – D. 330 («Charter of Livny one

year pedagogical courses, information about the pedagogical college in Livny, list of teachers of the

technical school»). (In Russ.). 3. SAOO. – F. R-1. D. 396 («Executive Committee of the Orel Provincial Council of Workers,

Peasants and Red Army Deputies (Gubernia Executive Committee)»). (In Russ.).

SAOO. – F. 1087. – Op. 1. – D. 331 («Orders on the Gubprofobra»). (In Russ.).

Decree of the All-Russian Central Executive Committee of October 16, 1918 “On the Unified

Labor School of the RSFSR (Regulations) // Collection of laws and government orders for 1917

Administration of the Council of People's Commissars of the USSR. M. 1942. рр. 1026-1030.

(In Russ.).

Decree of the Council of People's Commissars of January 29, 1920 «On the rights and re

sponsibilities of the Main Committee of Vocational Education (Regulations)». Collection of laws and

orders of the workers’ and peasants’ government for 1920 – M., 1943. рр. 38–39. (In Russ.).

Lunacharsky A.V. (1999) Basic principles of the Unified Labor School (from the State Commis

sion for Education on October 16, 1918. National Education. no. 10. (In Russ.).

First Orel University 1919–2019 / D.V. Aronov, I.V. Goncharova / Edited by. ed. Dr. Tech. sci

ences, prof. O.V. Pilipenko. – Orel: OSU named after I. S. Turgenev, 2019. – 192 p. (In Russ.).

Vocational-pedagogical and vocational-technical education in Russia: to the centenary of for

mation and development. 1920–2020: collection of documents: in 3 volumes / author.-comp. Yu.I.

Biktuganov, E.M. Dorozhkin, L.V. Zakharovsky, M.B. Larionova, I.V. Osipova, S.L. Razinkov; edited

by EAT. Dorozhkina, L.V. Zakharovsky. – Ekaterinburg: Publishing House of the Russian State Pro

file Pedagogical University, 2020. T.2: Vocational pedagogical education. 546р. (In Russ.).

Order of the Government of the Russian Federation of June 24, 2022 no. 1688-r «On ap

proval of the Concept of training teaching staff for the education system for the period until 2030»

[Electronic resource]. Access mode: http://government.ru/docs/all/141781/ (date of access –

02.2024). (In Russ.).

Вестник ГМУ, номер 2 2024

Опубликован

21.01.2024

Как цитировать

Шляхова, В. В. (2024). Шляхова Валерия Владимировна Проблемы становления среднего педагогического образования в РСФСР в начале 1920-х гг. на региональном уровне (на примере Орловской губернии): DOI:10.22394/2225-8272-2024-13-2-129-138. Вестник государственного и муниципального управления, 13(2), 129–138. извлечено от https://journalgmu.ru/index.php/journalgmu/article/view/22

Выпуск

Раздел

История культуры и просвещения