Иларионова Т.С Высшая партийная школа при ЦК КПСС – кузница послевоенных партийных кадров (1946–1991 гг.)

DOI:10.22394/2225-8272-2024-13-1-81-101 EDN: VEXWNI

Авторы

  • Иларионова Татьяна Семеновна Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации

Ключевые слова:

Высшая партийная школа при ЦК КПСС, система высших партийных школ, партийно-политическое образование, СССР, социальные структуры и процессы

Аннотация

Целью статьи является анализ становления организационных основ
Высшей партийной школы при ЦК КПСС, ставшей кузницей послевоенных партийных
кадров (1946–1991 гг.). В статье на основе документов Российского государственного
архива социально-политической истории (РГАСПИ), впервые вводимых в научный обо
рот, представляется путь развития Высшей партийной школы при Центральном коми
тете Всесоюзной коммунистической партии (большевиков), а после 1952 года – Комму
нистической партии Советского Союза и сети высших партийных школ в СССР в по
слевоенное время. Эта система явилась результатом длительного и на первых этапах
хаотичного становления, когда создавались и расформировывались, а затем возникали
вновь учебные заведения по подготовке пропагандистов и агитаторов.
В конце 1930-х годов созданная Высшая партийная школа вобрала в себя прежние
коммунистические вузы и превратилась со временем в центральное звено подготовки
партийных и советских работников, курировала сеть школ марксизма-ленинизма. Ана
лиз развития этой системы позволяет выявить цели, методы, принципы кадровой по
литики в СССР, показывает социальные технологии, позволившие сделать партийного
работника представителем ответственной и престижной профессии. Метод историзма
и компаративного анализа помог выявить основные черты системы высших партшкол,
начавших складываться уже в 1918–1921 годах, а именно сочетание длительных форм
обучения кадров с основательной теоретической подготовкой и краткосрочными курса
ми, которые давали слушателям возможность актуализировать их знания.
Автор прослеживает развитие системы высших партийных школ после Великой
Отечественной войны. Они были существенно обновлены после 1946 года и затем на
протяжении более чем трёх десятков лет меняли свою структуру, отражая перемены
политического курса партии. В 1978 году ВПШ при ЦК КПСС в Москве прекратила своё
существование, войдя в состав Академии общественных наук при ЦК КПСС.

Биография автора

Иларионова Татьяна Семеновна, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации

доктор философских наук, профессор, Российская
академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской
Федерации, адрес: 119606, Россия, Москва,
пр. Вернадского 82,
,SPIN-код: 8795-9627

Библиографические ссылки

Авраамова, Е. М. Реформы системы об разования в СССР и России как отражение трансформации общественных потребностей / Е.М. Авраамова. – М.: Издательство Дело, 2014. – 52 с. – ISBN 978-5-7749-0932-2. – EDN WBZDUX. 2. Гришаев, О. В. Политика партийных и гос ударственных органов в области институцио нальной и научной организации исторического образования и изучения отечественной истории в 1917-м – середине 1940-х гг. в СССР / О.В. Гришаев. – Воронеж: Воронежский государ ственный университет, 2020. – 370 с. – ISBN 978-5-9273-2399-9. – EDN RTPFSA. 3. Гросул, В. Я. Образование СССР (1917 1924 гг.) / В.Я. Гросул. – издание 2-е. – М.: ИТРК, 2012. – 215 с. – ISBN 5-88010-236-X. – EDN QPYBZX. 4. Кант, И. Критика чистого разума / пер. Н.М. Соколова. – [2-е изд.]. – СПб.: М.В. Попов, 1902. – 658 с. 5. Наумов, С. Ю. Элитные кадры партии большевиков в Саратове и Саратовском реги оне (1917–1941 гг.): очерки истории / С.Ю. Наумов, Н. В. Саранцев; под ред. П.П. Фролкина. – 2-е издание, расширенное и дополненное. – Саратов: Саратовский социаль но-экономический институт (филиал) ФГБОУ ВО «Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова», 2013. – 504 с. – ISBN 978-5 4345-0240-5. – EDN WEXBHH. 6. Нигматулин, М. В. Реформа образования в СССР и России глазами старшеклассника: История. Мифы. Перспективы / М. В. Нигмату лин. – М.: ЛЕНАНД, 2019. – 180 с. – ISBN 978-5 9710-5787-1. 7. Петрова, Я. И. Организация обучения взрослых в процессе ликвидации неграмотности в СССР в 1920–1930-х гг.: специальность 13.00.01 «Общая педагогика, история педагоги ки и образования»: диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Петрова Ярославна Игоревна. – Самара, 2010. – 218 с. – EDN QEXZNN. 8. Понявина, М. Б. Политика в сфере обра зования в СССР и современной России (поли тологический анализ) / М. Б. Понявина. – М.: ООО «Издательский Дом «Вузовский учебник», 2017. – 126 с. – ISBN 978-5-9558-0539-9. – EDN YYWZIV. 9. Селютин, В. Н. История становления и развития общеобразовательной школы в СССР в 20-30-е годы / В. Н. Селютин // Формирование региональной культурной политики в контексте модернизации образования: Материалы Меж дународной научно-практической конференции, Орёл, 24–28 марта 2014 года. – Орёл: Орлов ский государственный институт культуры, 2014. – С. 145–147. – EDN SYHMSP. 10. Смагулов, Н. К. Кадровая политика большевиков в партийных и государственных органах Казахстана в 1917–1936гг: монографи ческое исследование / Н. К. Смагулов; Н.К.Смагулов; Министерство образования и науки Республики Казахстан, Карагандинский государстивенный технический униве6рситет. – Караганда: Изательство КарГТУ, 2011. – ISBN 978-601-296-118-8. – EDN QVMQXL. 11. Штудер Б., Унфрид Б. Сталинские пар тийные кадры: практика идентификации и дис курсы в Советском Союзе 1930-х гг. [пер. с нем. И. А. Золотарева]; Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации [и др.]. – М.: Фонд «Президентский центр Б.Н. Ельцина»: РОССПЭН, 2011. 12. Ярмолич, Ф. К. Культурно образовательный уровень и подготовка цензо ров в 1920-1930-е гг. в СССР (на материалах Ленинграда, Петрозаводска, Мурманска) / Ф. К. Ярмолич // Цензура в России: история и совре менность: Сборник научных трудов. Том Выпуск 7. – Санкт-Петербург: Российская национальная библиотека, 2015. – С. 272-283. – EDN ZVSJTH. 1. Avramova, E. M. Reformy sistemy obra zovanija v SSSR i Rossii kak otrazhenie transfor macii obshhestvennyh potrebnostej [Reforms of the education system in the USSR and Russia as a reflection of the transformation of social needs]. – M.: Delo, 2014. (In Russ.). 2. Grishaev, O. V. Politika partijnyh i gosudar stvennyh organov v oblasti institucional'noj i nauchnoj organizacii istoricheskogo obrazovanija i izuchenija otechestvennoj istorii v 1917-m - seredine 1940-h gg. v SSSR [The policy of party and state bodies in the field of institutional and scientific organization of historical education and the study of national history in 1917 - mid-1940s. in the USSR]: monografija. – Voronezh: Izdatel'skij dom VGU, 2020. (In Russ.). 3. Grosul, V. Ja. Obrazovanie SSSR (1917 1924 gg.) [Education of the USSR (1917-1924)]. 2-e izd. – M.: ITRK, 2012. (In Russ.). 4. Kant, I. Kritika chistogo razuma [Critique of Pure Reason]. M.: Akademicheskij proekt, 2018. (In Russ.). 5. Naumov S. Ju., Sarancev N.V. Jelitnye kad ry partii bol'shevikov v Saratove i Saratovskom regione (1917-1941 gg.) [Elite cadres of the Bol shevik Party in Saratov and the Saratov region (1917-1941)]: ocherki istorii. – Izd. 2-e, rassh. i dop. – Saratov: Saratovskij gos. social'no jekonomicheskij un-t, 2013. (In Russ.). 6. Nigmatulin, M. V. Reforma obrazovanija v SSSR i Rossii glazami starsheklassnika [Educa tion reform in the USSR and Russia through the eyes of a high school student]: Istorija. Mify. Per spektivy. – M.: LENAND, 2019. (In Russ.). 7. Petrova Ja. I. Organizacija obuchenija vzroslyh v processe likvidacii negramotnosti v SSSR v 1920-1930-e gody [Organization of adult education in the process of eliminating illiteracy in the USSR in the 1920-1930s]: [monografija]. – Samara: Samarskij un-t, 2011. (In Russ.). 8. Ponjavina M. B. Politika v sfere obrazovani ja v SSSR i sovremennoj Rossii: politologicheskij analiz [Policy in the field of education in the USSR and modern Russia: political science analysis]: monografija. – M.: Vuzovskij uchebnik: INFRA-M, 2015. (In Russ.). 9. Selyutin, V. N. Istoriya stanovleniya i razvi tiya obshcheobrazovatel'noy shkoly v SSSR v 20 30-ye gody / V. N. Selyutin // Formirovaniye re gional'noy kul'turnoy politiki v kontekste moderni zatsii obrazovaniya: Materialy Mezh-dunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii, Orol, 24 28marta 2014 goda. – Orol: Orlovskiy gosudar stvennyy institut kul'tury, 2014. – S. 145–147. – EDN SYHMSP. (In Russ.). 10. Smagulov, N. K. Kadrovaya politika bol'shevi-kov v partiynykh i gosudarstvennykh organakh Kazakhstana v 1917–1936gg: mono graficheskoye issledovaniye / N. K. Smagulov; N.K.Smagulov; Ministerstvo obrazovaniya i nauki Respubliki Kazakhstan, Ka ragandinskiy gosudarstivennyy tekhnicheskiy uni ve6rsitet. – Karaganda: Iza-tel'stvo KarGTU, 2011. – ISBN 978-601-296-118-8. – EDN QVMQXL. (In Russ.). 11. Studer B., Unfrid B. Stalinskie partijnye kadry: praktika identifikacii i diskursy v Sovetskom Sojuze 1930-h gg.[Stalinist Party Cadres: Identifi cation Practices and Discourses in the Soviet Union of the 1930s][per. s nem. I. A. Zolotareva]; Upolnomochennyj po pravam cheloveka v Ros sijskoj Federacii [i dr.]. – M.: Fond "Prezidentskij centr B. N. El'cina": ROSSPJeN, 2011. (In Russ.). 12. Yarmolich, F. K. Kul'turno-obrazovatel'nyy uroven' i podgotovka tsenzorov v 1920-1930-ye gg. v SSSR (na materialakh Leningrada, Petroza vodska, Murmanska) / F. K. Yarmolich // Tsenzura v Rossii: istoriya i sovremennost': Sbornik nauch nykh trudov. Tom Vypusk 7. – Sankt-Peterburg: Rossiyskaya natsional'naya biblio-teka, 2015. – S. 272-283. – EDN ZVSJTH. (In Russ.).

Вестник ГМУ, номер 1 2024

Опубликован

18.03.2024

Как цитировать

Иларионова, Т. С. (2024). Иларионова Т.С Высшая партийная школа при ЦК КПСС – кузница послевоенных партийных кадров (1946–1991 гг.): DOI:10.22394/2225-8272-2024-13-1-81-101 EDN: VEXWNI . Вестник государственного и муниципального управления, 13(1), 81–101. извлечено от https://journalgmu.ru/index.php/journalgmu/article/view/34

Выпуск

Раздел

Реформы и институты: история и современность