Осипян Борис Арташесович «Книга армянских канонов» 719 года Иоанна философа (Одзнеци) как церковно-канонический первоисточник
https://doi.org/10.22394/2225-8272-2025-14-1-111-124 EDN: JGYAJW
Ключевые слова:
свод церковно-правовых законов, древние армянские судебники, духовные и светские законы, духовно-правовая жизньАннотация
Цель исследования – проанализировать особенности содержания и изложения Книги Армянских Канонов 719 года Иоанна-Философа (Одзнеци).
Актуальность тематики заключается в изучении одного из древнейших церковно-канонических источников, отражающих историю правосознания армянского народа. В условиях современных трансформаций общества и обращения к историческим корням необходимо исследовать, как эти каноны способствовали формированию национальной идентичности и веры. Исследование позволяет выявить концепции справедливости, морали и этики, присущие армянской культуре, изучить их влияние на развитие правосознания. Это открывает перспективы изучения исторических, культурных и религиозных аспектов армянского общества.
Методология исследования предполагает комплексный подход, включающий историко-аналитический и текстологический методы. Историко-аналитический метод позволил исследовать контекст создания канонов, учитывая социальные, политические и религиозные аспекты той эпохи. Текстологический анализ обеспечил понимание содержания и структуры произведения, его канонических и культурных смыслов. Сравнительный метод помог сопоставить данный документ с другими церковно-каноническими текстами. Это дало возможность выявить уникальные черты армянского правосознания.
В результате показано, как свод традиционных христиано-армянских церковных канонов и законоположений впоследствии смог стал основой армянских судебников святых вадапетов Давида Алавкаворди (1130 год) и святого Мхитара Гоша (1184 год). Они впоследствии стали основными церковными и светскими законами армянской духовной, нравственной, правовой, государственной, политической и повседневной бытовой жизни.
Библиографические ссылки
Авакян, Р.О. Памятники армянского права. – Ереван ЕФ МНЮИ-XXI ВЕК, 2000. – 1019 с.
Ачарян, Ш. Католикос Иоаннес Имастасер. Ереван, 1999. – 226с.
Библия: книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета: в рус. перево-де / ил. Гюстава Доре. – Санкт-Петербург: Лениздат, 2006. – EDN QUBGUL.
Берман, Г. Дж. Западная традиция права: эпоха формирования. – М.: МГУ, Норма, 1998. – 592с.
Галемкарян, О. Сюникская школа. Константинополь, 1912. – 378с.
Драсханакертци, И. История Армении. – Тифлис, 1912. Ереван, 1986. – 158с.
Егиазарян, С. Исследования по истории армянского права, публичного и частного. Киев, 1919. – 112с.
История Армянского народа. Часть 1. Под ред. Б.Н. Аракеляна и
А.Р. Иоаннисяна. – Ереван: Институт Истории АН Арм. ССР, 1951. – 216с.
Кеосаян, А. Символ в трудах Ована Одзнеци. Очерки теологии армянского средневекового искусства. Эчмиадзин, 1995. – 127с.
Книга посланий. Иерусалим, 1994. (на арм. яз.). – 298с.
Мелик-Бахшян, С.Т. Армения в VII–IX веках. Ереван, 1968. – 268с.
Мелик-Бахшян, С.Т. Павликианское движение в Армении. Ереван, 1955. – 316с.
Одзнеци, И. Труды. Венеция. 1834. – 184с.
Одзнеци, О. Творения Иоанна Имастасера. Венеция, 1853. – 246с.
Папян, М. Иоанн Имастасер Одзнеци. Жизнь и деятельность. Амроц, 1998. – 88с.
Путеводитель паломника. Святой патриарх Иоанн Одзнеци. Гугаркская епархия. Эчмиадзин, 1999. – 246с.
Сукиасян, А.Г. Общественно-политический строй и право в Армении в эпо-ху раннего феодализма. (III–IX века). Ереван, 1963. – 216с.
Судебник Давида Алавкаворди (сына Алавика) 1130 года как один из па-мятников христианского канонического права // Церковь и время. Научно-богословский и церковно-общественный журнал. 2024. № 1 (105). – С.11-33.
Тер-Минасян, Е. Взаимоотношения армянской церкви с ассирийскими церквами. Эчмиадзин, 1908. – 198с.
Тер-Минасян, Е. Несторианство в Армении в V–VI веках. Ереван, 1946. – 258с.
Тер-Мкртчян, К. История армянской церкви. Вагаршапат, 1908. – 178с.
Тигранян, С. А. Введение к истории армянского права. Ереван, 1924. – 358с.
Товмасян, А. Т. Армянское право древних и средних веков. Автореферат докторской диссертации. Ереван, 1970. – 37с.
Фасс, Я. Влияние Византии на армянское право. Харьков, 1927. – 112с.
Эсткарян, В. Всеобщая церковная история в сочетании с историей армян-ской церкви. Вена, 1872. – 78с.
References:
Avakyan, R.O. (2000) Monuments of Armenian Law. Yerevan EF MNLI-XXI CENTURY, 1019 p. (In Russ.).
Acharyan, Sh. (1999) Catholicos Ioannes Imastaser. Yerevan, 226 p. (In Russ.).
The Bible: Books of the Holy Scripture of the Old and New Testaments: in Russian. translation / ill. Gustave Dore. St. Petersburg: Lenizdat, 2006. (In Russ.)– EDN QUBGUL.
Berman, G.J. (1998) Western legal tradition: the era of formation. Moscow: Moscow State University, Norma, 592 p. (In Russ.).
Galemkaryan, O. (1912) Syunik School. Constantinople, 378 p. (In Russ.).
Draskhanakerttsi I. (1986) History of Armenia. Tiflis, 1912. Yerevan, 158 p.
Egiazaryan, S. (1919) Studies in the history of Armenian law, public and private.
Kyiv, 112 p. (In Russ.).
History of the Armenian people. Part 1. Ed. by B.N. Arakelyan and A.R. Ioannisyan.
Yerevan: Institute of History of the Academy of Sciences of the Armenian SSR, 1951. 216 p. (In Russ.).
Keosayan, A. (1995) Symbol in the works of Ovan Odznetsi. Essays on the theology of Armenian medieval art. Echmiadzin, 127 p. (In Russ.).
Book of Epistles. Jerusalem, 1994. (in Armenian). 298 p. (In Russ.).
Melik-Bakhshyan, S.T. (1968) Armenia in the 7th-9th centuries. Yerevan, 268 p.
(In Russ.).
Melik-Bakhshyan, S.T. (1955) Paulician movement in Armenia. Yerevan, 316 p.
(In Russ.).
Odznetsi, I. (1834) Works. Venice. 184 p. (In Russ.).
Odznetsi, O. (1853) Works of John Imastaser. Venice, 246 p. (In Russ.).
Papyan, M. (1998) John Imastaser Odznetsi. Life and work. Amrots, 88 p. (In Russ.).
Pilgrim's Guide. Holy Patriarch John Odznetsi. Gugark Diocese. Echmiadzin, 1999. 246 p. (In Russ.).
Sukiasyan, A.G. (1963) Socio-political system and law in Armenia in the era of early feudalism. (III-IX centuries). Yerevan, 1963. 216 p. (In Russ.).
The Code of Laws of David Alavkavordi (son of Alavik) of 1130 as one of the monu-ments of Christian canon law. Church and Time. Scientific-theological and church-social journal. 2024. no. 1 (105). P. 11-33. (In Russ.).
Ter-Minasyan, E. (1908) Relationships of the Armenian Church with the Assyrian Churches. Echmiadzin, 198 p. (In Russ.).
Ter-Minasyan, E. (1946) Nestorianism in Armenia in the V-VI centuries. Yerevan, 258 p. (In Russ.).
Ter-Mkrtchyan, K. (1908) History of the Armenian Church. Vagharshapat, 178 p. (In Russ.).
Tigranyan, S. A. (1924) Introduction to the History of Armenian Law. Yerevan, 358 p. (In Russ.).
Tovmasyan, A. T. (1970) Armenian Law of the Ancient and Middle Ages. Abstract of a Doctoral Dissertation. Yerevan, 37 p. (In Russ.).
Fass, J. (1927) The Influence of Byzantium on Armenian Law. Kharkov, 112 p. (In Russ.).
Estkaryan, V. (1872) General Church History in Combination with the History of the Armenian Church. Vienna, 78 p. (In Russ.).

Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2025 Осипян Борис Арташесович

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.